10/10
10/10
08/10
01/05
19/10
13/10
06/10
30/09
21/09
16/09
06/10
05/10
03/10
12/04
12/10
02/10
29/09
25/09
24/09
24/09
09/01
13/05
30/12
28/07
20/07

Афазия, как одно из нарушений языка и речи у детей

08/01/2013
Афазия (нарушения как в выражении мыслей, так и в их понимании) поражает примерно 1% детей. У таких детей очень сильно развита наблюдательность, но общение со сверстниками для них крайне затруднительно.

Определение афазии

Мы можем говорить об афазии (или, иначе, дисфазии), когда человек полностью или частично потерял способность к общению, то есть способность говорить и понимать, что он сказал. Специалисты по языку и речи делают разницу между речью и языком: если человек имеет трудности с артикуляцией, произношением, то мы говорим, что у него присутствует дефект речи. Если ему трудно выбирать слова, объединять их в предложения, понимать смысл слов, то можно говорить о нарушении языка.

Афазия – это трудности языка, к которым часто присоединяются трудности речи. При афазии возникают нарушения как в выражении мыслей, так и в их понимании. При этом могут затрагиваться разговорная речь, чтение, письменное выражение мыслей и т.д. При афазии человек часто не в состоянии назвать предметы, имена людей, которых он знает и часто даже не может ответить на вопрос: «да» или «нет». Афазия – это приобретенное нарушение развития языка, то есть она может возникнуть у человека, который ранее нормально владел языком, и проявиться в виде таких часто возникающих у детей нарушений, как дислексия развития или заикание.

Причины афазии

Афазия поражает примерно 1% детей, каждый год регистрируется несколько тысяч новых случаев заболевания. При этом мальчики страдают чаще, чем девочки. У таких детей очень сильно развита наблюдательность, но общение со сверстниками для них крайне затруднительно. Однако, поскольку заболевание связано с поражениями головного мозга, оно возникает у детей гораздо реже, чем у взрослых, особенно у пожилых людей. У детей это могут быть родовые травмы мозга, травмы мозга при несчастных случаях, опухоли мозга. Для диагностики желательно комплексное обследование ребенка в многопрофильном детском медицинском центре.

В упрощенном виде, каждое из полушарий головного мозга человека ответственно за определенный вид деятельности, а в некоторых случаях необходимо участие обеих полушарий. У большинства людей за речь ответственно левое полушарие головного мозга. Оно контролирует способность говорить, слушать, читать и писать (за исключением некоторых восточных языков, которые имеют другое графическое представление, в частности, иероглифы). Поэтому считается, что примерно 90-95% случаев возникновение афазии связано с повреждением функций левого полушария мозга. В остальных 5-10% случаев, по принятому среди детских неврологов мнению, ответственность несет повреждение функций правого полушария.

Смешанная афазия

Ее также называют глобальной, комплексной или тотальной афазией. Существуют две формы. Первая - это большая афазия Брока с поражениями поверхностных и глубинных частей (областей) левой средней мозговой артерии (3/4 случаев начальной афазии). Характеризуется обобщенными торможениями в связях, апраксией, нарушением понимания и полным нарушением речи. 2-я форма - это смешанная афазия Вернике (или сенсорная афазия), характеризующаяся утратой фонематического слуха. Она развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария и встречается чаще у пожилых людей как следствие инсульта.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия возникает при поражении височных извилин левого полушария мозга. Эта форма афазии характеризуется, прежде всего, затруднением назвать предмет, заменяя его словами, которые описывают, для чего этот предмет предназначен. Например, вместо, «тарелка» - «то, на чем едят». Такие больные часто прерывают свою речь, пытаясь найти подходящее слово. Это одна из «легких» дисфункций речи, поскольку человек может говорить, у него правильная артикуляция. Амнестическая афазия может возникнуть при черепно-мозговой травме.

Симптомы афазии у детей

Трудности в подборе нужных слов. Слово может «вертеться на кончике языка», но вспомнить его сложно. Иногда вместо данного слова употребляют синоним или определение, что это слово обозначает. Не подобрав нужного слова, больной ребенок или взрослый может не закончить предложение. Это не является нарушением памяти, а просто трудности в подборе слова в нужное время. Иногда, в другой ситуации, это же слово будет подобрано без проблем.

Ребенок утрачивает понятие «категория». Например, понятие «цветок ромашка» для него затруднительно. Он не может связать воедино два этих слова, они как бы существуют каждое само по себе.

У ребенка с афазией почти всегда нарушено восприятие времени, он испытывает трудности в понимании последовательности событий, не может расположить их в хронологическом порядке. Понятия времени для него как бы не существует.

Дети, страдающие афазией не хотят и не могут много говорить. Снижается количество произносимых слов. На вопросы ребенок отвечает односложно : «да» или «нет». Это связано с тем, что у такого ребенка есть трудности в подборе слов и выстраивании фраз. Такие же трудности могут возникнуть при записывании какой-либо мысли. Иногда возникает «стереотипия» , когда, вне зависимости от ситуации, ребенок произносит одни и те же выражения, например, «Боже мой», «Боже мой».

Часто, наоборот, такие дети страдают «словесным поносом», испытывая непреодолимое желание поговорить. Они могут произносить очень длинные предложения, не имеющие смысла. Возникает так называемая «жаргонофразия», когда слова в предложении запутаны до такой степени, что понять ничего невозможно.

Артикуляция может быть иногда нарушена, звуки произносятся либо слишком растянуто, либо чересчур быстро. Поэтому речь такого ребенка часто трудна для понимания.

Может быть нарушен синтаксис.

Признаки литеральной парафразии, то есть замены буквы или звука в слове на другую букву или звук (проявляется как в устной, так и в письменной речи). Например, буква «С» заменяется на «З», «П» - на «Б».

Дети с афазией испытывают трудности в понимании речи другого человека, даже если они слышат хорошо. Часто им легче понимать короткие предложения.

Лечение афазии

Пораженные нейроны головного мозга заменить нельзя и никакая лекарственная терапия в этом случае не поможет. Иными словами, восстановление возможно только в том случае, если в мозгу возникнут новые связи, либо если нервные пути поражены лишь незначительно. В этих случаях приходится прибегать к помощи логопеда или логопеда-дефектолога и надеяться на восстановление языка пусть не полностью, но хотя бы частично. Такое восстановление возможно благодаря способности головного мозга создавать новые нейронные связи («пластичность мозга»). Так, например, у людей с афазией Брока восстановление может происходить через пение, поскольку мелодии и музыка обрабатываются правым полушарием.
Долгие и кропотливые занятия с логопедом-дефектологом могут помочь ребенку научиться правильно подбирать слова и строить фразы, что значительно облегчит всю его дальнейшую жизнь.

Лечение детей: современный медицинский центр «Маркушка».


Урок №5. Восстановление речи при афферентной афазии



Похожие новости:

Адренергическая иннервация языка

В пучках поперечно-полосатой мускулатуры окончания адренергических нервных волокон не обнаруживаются. Последние здесь проходят транзитом в составе сосудистых сплетений....

В травмпункте челнинской больницы за одно дежурство обслужили 190 граждан
В Набережных Челнах восьмого декабря травмпункты больницы скорой медицинской помощи приняли 191 человека. Дежурство выдалось таким напряженным из-за погодных условий....

Еще одно интересное исследование от калифорнийских специалистов
В недавнем времени специалисты, работающие в университете Южной Калифорнии в очередной раз подтвердили свою высококвалифицированность. До этого они рассматривали очки Porsche Design теперь дело пошло ...

Как правильно выбрать курсы чешского языка
Сейчас знание иностранных языков очень полезно абсолютно для любого человека. Это открывает перед нами огромные возможности. Но чаще всего базовое среднее образование сосредоточено на изучении английс...

Курсы английского языка - spoken-english.ru
Многие российские специалисты хотят устроиться на работу за рубежом, либо работать в международных компаниях....

Поиск лекарств по аптекам Новосибирска

Сервис поиска лекарств по аптекам Новосибирска.
Возможность узнать наличие и стоимость,
сравнить цены и предложения аптек.










Истории пользователей
Консультации